Хотите попробовать себя в скульптурной резьбе по дереву? В нашей статье вы найдете всю необходимую информацию о жанрах, выборе древесины, и выполнении скульптур. Погрузитесь в творческий процесс с помощью фото и видео примеров скульптуры резьбы по дереву!
Ее можно рассматривать с разных сторон. Она продумана до мелочей. Мастер, работающий с ней, должен владеть не только практическими навыками, но и знать законы композиции. Это древнее искусство, не утратившее своего значения и сегодня. Все перечисленное – это скульптурная резьба по дереву, особое направление в художественной обработке древесины. О том, как развивалось направление, о выборе материала и мотивах изображений, обо всех этапах работы над скульптурой, читайте в нашей статье.
Скульптурная резьба от древности к современности
Началось все еще с дохристианских времен – сначала человек делал из дерева фигурки языческих богов, им он поклонялся, у них искал защиты. Есть свидетельства существования деревянных скульптур на Древнем Востоке, в античных Риме и Греции. Античные мастера, к примеру, использовали древесину кипариса, кедра, смоковницы, ладана.
Старинные славянские игрушки
Из дерева изготавливали скульптуры богов, которые сверху могли быть облицованы бронзовыми пластинами. За такими статуями и статуэтками немало ухаживали – натирали их арома-маслами и воском. Деревянная скульптура поддавалась редким умельцам, работа это кропотливая и трудоемкая.
В Средние века дерево было главным материалом кораблестроительства, резная скульптура становилась украшением носа корабля. В 18 веке главной носовой скульптурой был лев, стоящий на задних лапах. Другие части судна тоже украшались: вензеля, гербы, цветы. В творчестве русских мастеров особенно прослеживается развитие направления в северных регионах, где большинство мужчин умели (да еще как!) обрабатывать дерево.
И сегодня скульптуры из дерева – не «привет из прошлого», а направление, стилистика которого впечатляет размахом. Японские и африканские скульптуры, ар-деко, кантри: все это становится источником вдохновения для мастеров, которые могут выбрать узкую направленность деятельности.
Мотивы изображений
Мотивы разнообразны как сама жизнь и ее художественное отображение. Взять, к примеру, нэцкэ. Резчик делает скульптуру в миниатюре, резной брелок, который впечатляет тонкостью передачи образа. Это декоративно-прикладное искусство с японскими корнями, сама фигурка считается и самодостаточным художественным произведением, и декоративной частью костюма. Изготавливаются они и сегодня, но в большинстве своем это низкокачественный продукт, не соответствующий по всем критериям своему историческому прародителю.
Есть, конечно, и сегодня мастера нэцкэ, но за одну мини-скульптуру от такого резчика приходится платить от 10000 долларов и выше.
Резная скульптура из дерева – виды:
- монументальная – решает идейно-образные задачи, раскрывающиеся в монументальных произведениях (пропорции скульптуры должны идеально сочетаться с окружающим пространством);
- садовая – элемент оформления садового пространства, концептуально единый с дизайном всего сада;
- скульптура для дома – декоративная составляющая интерьерного дизайна, выполненная в дереве;
- развивающие фигурки для детей – игровой материал, экологически безопасный, популярный сегодня (рекомендован детям от 6 месяцев и старше).
Если вы не знаете, с чего начинать в фигурной резьбе по дереву, то изготовление простых деревянных игрушек для детей может быть отличным стартом.
Арбоархитектура: все возможно
Согласно указанному принципу можно построить целый дом. Многие европейские дизайнеры уже стремятся воплотить идею в жизнь. Конечно, дом еще так и не построен, но беседки, стелы и прочие небольшие архитектурные формы уже растут. Вы тоже можете попробовать создать шатер из ив на своем участке.
Более того, применяя деревья, создаются даже соборы. Так, итальянский художник Д.Маури в Бергамо уже создает подобное сооружение. В основе лежит 42 колонны. Это деревья, которые закреплены на каркасе. Когда ветви переплетутся и вырастут, необходимость в каркасе отпадет.
Архитекторы из Германии пошли еще дальше. Они соорудили башню, длина которой достигает 9 метров. Для идеи было задействовано 200 саженцев и металлический каркас. Дизайнеры утверждают, что уже через пару лет башня будет отлично стоять самостоятельно.
Выбор и подготовка древесины
Если фигурки планируете мастерить небольшие, хорошим вариантом будет яблоня, не хуже – береза, кипарис, лещина. Для миниатюры с большой детализацией берут липу, ольху, клен, осину, березу и грушу. Дерево с выраженной фактурой для работ с мелкими деталями не берут.
Начинающие резчики могут сразу пробовать себя в абстрактных работах (кому-то это действительно проще), в таком случае лучше брать липу, это, пожалуй, самый пластичный материал. А вот осину приходится предварительно запаривать, дабы придать древесине мягкость.
Бревно
Заготавливают материал в конце осени или зимой, так он высыхает быстрее. Традиционно предпочтение отдают естественной сушке дерева. Для этого бревна укладывают в штабеля, накрывают навесом. И в таком положении они остаются на год. Тот материал, что предназначен именно для резьбы, распиливают до полуметра на чурки, складывают в сухом помещении.
Но заготовки современный мастер может и вываривать, и сушить интенсивным способом (инфракрасные сушилки). Кору со ствола снимают практически полностью, оставляя по краям небольшие кольца. На эти концы надевают мешки и заматывают их резинками. Речь идет о длинном бревне.
Пень
Совиная семья из пня
В процессе роста и взросления сада некоторые деревья приходится спиливать (болезнь, старость, непогода). Корчевать их своими руками – задача очень сложная, да еще есть опасность повреждения корней соседних растений и коммуникаций. Потому обычный пень можно превратить в садовый арт-объект.
Например, интересными будут выглядывающие из дупла совята или бельчата, выкорчеванные в пне. Но можно и выкорчевать пень, однако впоследствии использовать его для садовой скульптуры. С такого объекта снимается кора, пень очищается от гнилой древесины и начинается поэтапное превращение пня в скульптуру. Приготовьтесь, что нужна будет не одна просушка, покраска, шлифовка, пропитка, лакировка и т.д.
Полено
Назначение, вид и форма будущего изделия определяют выбор материал.
Как выбрать нужное полено:
- древесина его должна иметь ровное и однородное строение;
- рисунок древесных волокон не должен быть выразительным;
- для резных работ подходит древесина среднего периода;
- светлая и однородная подойдет для скульптуры лица и портрета;
- темная и тоже однородная древесина подойдет для менее выразительных работ.
Очень часто работа мастера предполагает такую схему: заготовка материала, вываривание заготовок, первоначальное удаление жидкости, проветривание и завяливание.
Для небольших работ начинающему мастеру стоит придерживаться этой схемы, так как она выстроена по всем классическим правилам подготовки материала для деревянной скульптуры.
Основные особенности приема
Само слово происходит от латинского «arbour», что означает «дерево».
Техника отличается тем, что из стволов выполняются различные фигуры. При этом они должны выращиваться таким образом, чтобы по мере развития из них получались необходимые скульптуры. Некоторые считают, что арбоскульптура представляет собой подвид искусства бонсай или топиарного искусства.
На самом деле все обстоит иначе, бонсай создается путем обрезания и выравнивания листьев и ветвей. Арбоскульптура, наоборот, является результатом действий со стволами. При этом в искусстве бонсай все делается для того, чтобы растения были максимально похожи на настоящие деревья. В арбоскульптуре же, наоборот, в результате должно получиться что-то совершенно невероятное и изумляющее зрителей.
Инструменты
Новички обычно пользуются всего двумя инструментами – перочинным ножиком и ножом-косяком. Но когда несложные элементы освоены, пора продвигаться дальше.
В списке обязательных инструментов будут:
- топорик для обтесывания;
- тесло;
- ножи-резаки;
- стамески;
- штихели;
- надхели.
Бензопила для больших работ тоже будет нужна. Для фиксации заготовок потребуются столярные тиски. Ценным приобретением будет и набор наждачной бумаги, и средства для заточки инструмента.
Больше информации о необходимых инструментах вы узнаете из статьи: «Основные инструменты для резьбы по дереву».
Мастеру-миниюатюрщику дополнительно понадобятся коготки и клепики. Японские профи, вырезающие изящные мини-скульптуры, в особенности преуспели в миниатюре резных фигурок, потому на сайтах и аккаунтах этих мастеров можно найти образцы подходящих инструментов.
Эскиз
Если художественное образование у вас есть, и вы детально представляете себе будущую скульптуру, то можете ограничиться эскизом в двух проекциях. Но если фигура сложная, и ее пространственная визуализация требует анализа, то придется делать модель (практически всегда – без деталировки).
Если будущее животное, фигурка человека или абстрактная фигура требуют полного разбора, то делается подробный эскиз с деталировкой и даже проработанной светотенью. Затем на основании этого эскиза нужно вылепить модель: она нужна для уточнения эскиза и построения схемы в двух, а то и трех проекциях.
Опытным мастерам, работающим с простой формой, можно приступать к делу даже без эскиза, сразу с разметки дерева. Есть работы, которые проще сразу вырезать, нежели нарисовать.
В большинстве случаев придется лепить фигурку из пластилина или глины на проволочном каркасе. С помощью стеков создается объемная модель, которая станет ориентиром дальнейших действий мастера. Очевидно, что без понимания композиции, света и тени, основ лепки за деревянную скульптуру как вид творчества взяться практически невозможна: художественная подготовка как база ремесла очень нужна.
Советы мастеров
Осваивание фигурной резьбы по дереву – сложный, но увлекательный процесс. Для начинающих мастеров мы собрали советы специалистов, которые помогут в этом непростом деле.
- Скульптурная резка по дереву требует хорошего владения всеми другими видами обработки древесины. Все эти навыки пригодятся во время работы.
- Мастер должен четко представлять результат, обрисовывать все детали будущей фигуры и видеть ее во всех проекциях. Потому нужно создавать модели, а уже с них переносить задумку на дерево.
- В процессе обработки или сушки на изделии могут появляться трещины. От этого никто не застрахован. Для заделки трещины необходимо сделать слепок, подготовить подходящую по форме и размерам затычку и вставить ее по контуру. Небольшие трещины можно заполнить бесцветным лаком.
- С древесиной нужно работать аккуратно и осторожно. При сильном давлении могут появляться большие трещины, которые испортят всю работу.
Резьба по дереву представлена в видео далее.
Выполнение скульптуры
Начинается работа с подготовки. Резьба фигурки по дереву, будущая скульптура – это правильный выбор материала и его подготовки к обработке. Следующий этап заключается в создании эскиза, о чем сказано выше.
Дальнейшие действия:
- Грубая обработка с выборкой основных форм – на этом этапе исходный эскиз приводится к геометрической фигуре из прямых линий с контрольными точками. Первой вырубается проекция с максимальным удалением материала, затем следует восстановление линий симметрии заготовки, после чего строится абрис второй проекции.
- Вырубка фигуры на 4 грани – уточненный абрис фигуры вырубается по фронтальной и тыльной, а также боковым граням. Частой ошибкой этого этапа является желание мастера округлить фигуру. Нет, пока ее абрис остается обобщенным.
- Гранение на 8 граней. У квадратных заготовок срезаются углы, что образует еще 4 грани. Окончательно уточняется положение фигуры, ее пластика и динамика. Ошибка этапа – уточнение и деталировка.
- Округление и деталировка. Наконец-то настает время избавиться от граней, прорабатывать мелкие детали и черты лица. Ошибка этапа – рисование на заготовке (грязь от карандаша потом сложно удалить).
- Вышкуривание. Отлично справится с ним корундовая бумага на тканевой основе, мелкой или средней зернистости.
Этапы создания объемной деревянной скульптуры хорошо раскрыты в данном видео.
Не спешите переносить готовое изделие в сад – скульптуру обязательно нужно покрыть защитным слоем. К слову, считается, что готовую скульптуру примерно на год нужно оставить в тени, и только спустя год она может становиться на постоянное солнечное место.
Технология
Создание скульптуры из бревна/пня или даже небольшого кусочка дерева — задача не из простых. Эта работа разбивается на несколько сложных этапов, каждому из которых нужно уделить время и внимание.
- Начинается работа с выбора подходящего объекта для дальнейшей обработки. Правильный выбор материала для изделия — это уже половина успеха. Выбор древесины большой и практически неограниченный. Для неопытных мастеров лучшим вариантом будет липа, поскольку она обладает однородным цветом и является наиболее пластичной. Материал для будущего изделия должен быть очень качественным.
Недопустимо наличие изъянов в виде трещин, сучков, отверстий, поражений вредителями. А также древесина должна быть хорошо высушена — допустимая влажность составляет 10%.
- Эскиз нужно создавать в большинстве случаев. Лишь очень опытные мастера с хорошими художественными задатками могут обойтись без эскиза. Для сложных работ создаются модели из пластилина, глины или другого пластичного материала. Мастер может создавать модель с детализированной прорисовкой элементов или без нее.
- Заготовка подвергается грубой обработке, которая включает выборку основных форм. Задача мастера заключается в приведении бесформенного объекта к определенной геометрической фигуре, которая должна состоять из линий и контрольных точек. Изначально происходит вырубание проекции, что позволяет убрать с заготовки большую часть лишнего материала. Далее мастер восстанавливает линии симметрии и выстраивает абрис второй проекции.
- Фигура вырубается на 4 грани, что позволяет создать уточненный абрис будущей фигуры во всех проекциях. На этом этапе выполнения не стоит округлять фигуру, что является распространенной ошибкой многих мастеров. Абрис пока еще остается обобщенным.
- Создание 8-гранной формы осуществляется путем срезания углов у квадратных заготовок. На данном этапе мастер окончательно определяется с положением будущего творения, пластикой и динамикой.
Проведение уточнения и деталировки на этом этапе не проводится.
- Округление и деталировка подразумевают избавление от граней, проработку мелких деталей и лицевых линий. На этом этапе удобно было бы сделать на дереве прорисовки карандашом, но это будет ошибкой, которую нельзя допускать. Следы от карандаша сложно удаляются, и после них часто остаются темные следы.
- Ошкуривание лучше проводить при помощи корундовой бумаги с тканевой основой. В индивидуальном порядке выбирается мелкая или средняя зернистость.
- Остается лишь покрыть готовое изделие защитным слоем. Это может быть лак, морилка или различные краски. Здесь уже перед мастером открываются неограниченные возможности.
Покраска скульптуры
Покраска производится только по сухому дереву. Это значит, что какое-то время (минимум от недели) фигура должна простоять без финишной обработки. И желательно, чтобы перед покраской скульптура уже была покрыта грунтом, который закрывает поры древесины. Перед покраской достаточно просушить только верхние слои. Если покрыть дерево грунтом, а затем раскрасить его алкидными красками, скульптура с меньшей вероятностью будет трескаться.
Скульптуру для сада лучше покрасить и покрыть лаком, или хорошенько загрунтовать и покрыть морилкой. Для резных фигурок для дома краски нужны реже, но можно сделать фигурку и цветной: если покрываете ее впоследствии лаком, то краски могут быть фактически любые. Например, частенько сегодня используются акриловые составы.
Деревянные фигурки для детей часто красят обычной гуашью и покрывают качественным лаком (глянцевый, для мебели). Наиболее экологичной будет игрушка, покрытая льняным маслом.
Сделать фигурку самому? Почему бы и нет, только подготовка потребуется приличная. Начните с небольших игрушек по предварительным рисункам-эскизам, так вы и поймете привлекла ли вас резьба по дереву, скульптура в миниатюре и все тонкости этого ремесла.
Что люди делают из дерева?
Люди делают множество различных вещей из дерева. Дерево является одним из наиболее универсальных материалов, который используется для производства мебели, строительных материалов, домашнего декора, инструментов и многих других предметов.
Вот некоторые из вещей, которые делаются из дерева:
Мебель: стулья, столы, кровати, полки, комоды и т.д.
Строительные материалы: деревянные балки, бруски, доски, шпалы, фанерные листы, OSB-плиты и т.д.
Домашний декор: рамы для фотографий, подсвечники, часы, скульптуры, картины и т.д.
Инструменты: ручные пилы, стамески, дрели, токарные станки, лобзики и т.д.
Игрушки: куклы, конструкторы, пазлы, настольные игры и т.д.
Кухонные принадлежности: доски для резания, ложки, тарелки, вилки, ножи и т.д.
Спортивное снаряжение: лыжи, сноуборды, доски для серфинга, гребные лодки и т.д.
Промышленные изделия: упаковочные материалы, бумажные полотна, фанерные ящики и т.д.
Это только некоторые из многих предметов, которые можно изготовить из дерева. Дерево является важным материалом для производства многих предметов, и оно продолжает использоваться людьми по всему миру.