Интересуетесь бортовым камнем для ландшафтного дизайна? Узнайте всё о его применении и разнообразии в статье «Бортовой камень: виды, применение и вес бордюрного камня». Выбирайте подходящий вариант и создавайте красивые и функциональные элементы на вашем участке.
Бордюр из бетона или бордюрный камень представляет собой один из элементов благоустройства территорий, реализующий функции укрепления границ дорожных покрытий и разграничения видов зон. Бортовые изделия устанавливаются в местах разграничения поверхностей ландшафтных и садово-парковых участков, где зоны отличаются по функциональному назначению, виду покрытия и своему назначению.
Бетонные бордюры пользуются широкой популярностью, являясь доступными востребованными изделиями при строительстве автомобильных дорого и парков, благоустройстве промышленных и городских территорий, загородных участков, широко используются в сельском хозяйстве и коммунальной сфере. Прочные элементы благоустройства способны выдерживать значительные механические нагрузки, перепады температур, воздействия внешних факторов, имея высокую надежность и долговечность, которая способна сохранить первозданный и ухоженный внешний вид и оформление любого объекта, ландшафта.
Виды, габариты, масса и назначение
Межгосударственный стандарт на железобетонные и бетонные бортовые камни ГОСТ 6665-91 устанавливает классификацию и разновидности применяемых на практике элементов благоустройства. При этом бордюры или бортовые камни, выполненные тяжелых, песчаных или мелкозернистых видов бетонов в соответствии с нормативными требованиями отраслевого стандарта ГОСТ 26633, предназначенные для отделения газонов, тротуаров, дорог, пешеходных дорожек и прочих зон по своим конструктивным особенностям разделяются на следующие марки:
- БР – бордюры рядовые прямые. Большая часть территорий дворов и городских дорог обустроена с помощью такого элемента. В сферу его использования входят также благоустройство остановок и отделение газонов, проезжей части и тротуаров, выделение полотна движения трамваев. Длина изделий может варьироваться в пределах от 1 до 6 метров при высоте от 300 до 600 мм и ширине от 150 до 200 мм. Масса изделий марки БР в зависимости от габаритных размеров варьируется от 100 кг до 1170 кг;
- БУ – элементы прямой конструкции с наличием уширения, которые предназначены для отделения зон газонов, тротуаров, проездов улиц. Длина изделий варьируется от 3 до 6 метров при габаритах ширины и высоты 300 мм и 290 – 320 мм. Продукция марки БУ в зависимости от марки составляет от 400 кг до 790 кг;
- БЛ – прямого типа с наличием лотка. Элементы имеют конструкцию с изгибом, которая позволяет отделять зоны тротуаров, дорог, газонов, разграничивать между собой полосы безопасности. При длине 3000 мм изделия имеют ширину 320 мм при высоте от 680 до 1180 мм. Бордюры БЛ отличаются высокой массой, которая в зависимости от размеров камня насчитывает от 1050 кг до 1690 кг;
- БУП – изделия прямого типа конструкции с прерывистым уширением. Имея нижний рант и верхнюю скошенную часть, бордюр предназначен для выполнения функции отделения газонов, дорог от проезжей части, а также внутриквартальных проездов. При длине от 3000 мм до 6000 мм высота изделия насчитывает 300 мм, а ширина 320 мм. Расчетная масса изделий марки БУП составляет от 400 кг до 790 кг;
- БК – криволинейные бордюры. Специальные бетонные изделия, форма которых позволяет использовать их для отделения тротуаров и газонов от проезжей части в местах скругления дорог. При длине 1000 мм блоки имеют стандартную высоту 300 мм при вариативности ширины в пределах от 50 до 120 мм в зависимости от марки. Справочная масса изделий 120 – 140 кг;
- БВ – въездные блоки, применение которых ориентировано на размещение изделий в местах отделения дорог и проезжей части от газонов в местах въезда на тротуары. Применение бордюрных элементов марки БВ осуществляется совместно с камнями БР соответствующих по своей марке размерам. Длина блоков насчитывает 1000 мм, в то время как ширина составляет 300 мм, а высота варьируется в пределах от 150 до 180 мм. Блоки бордюр БВ весят 100 – 120 кг.
При производстве изделия для изготовления бордюрных камней в соответствии с требованиями отраслевого стандарта находит применение бетон с классом прочности на сжатие В30. Марка бетона по морозостойкости при этом может варьироваться от F100 до F300. Камни, длина которых составляет 1000 мм, по регламенту ГОСТ 6665-91 должны изготавливаться на основе мелкозернистых бетонов по методике вибропрессования для обеспечения высокого качества и прочностных, физико-механических характеристик. При этом из состава раствора исключаются снижающие прочность воздушные прослойки, добиваясь максимальной плотности и однородности среды. Элементы, длина которых насчитывает 3000 мм и 6000 мм, производятся на основе тяжелых марок бетонов и для упрочнения подвергаются армированию.
Готовые камни должны обладать высокими характеристиками в области прочности и трещиностойкости, проходя испытания нагружением в заводских условиях. Предельно допустимые отклонения длины камней от линейных размеров насчитывают ±8 мм для изделий длиной 1000 мм и ±10 мм при длине 3000 мм и 6000 мм. Погрешность по высоте и ширине составляет от ±4 до ±6 мм. Толщина защитного слоя бетона армированных бордюрных камней должна составлять не менее 5 мм. На поверхности изделий допускаются трещины толщиной до 0,2 мм.
В качестве элементов армирования при производстве изделий выступает напрягаемая горячекатаная стержневая арматура с периодическим профилем классов А-IV и А-V в соответствии с регламентом отраслевого стандарта ГОСТ 5781. Для монтажа и укладки блоки оснащаются специальными монтажными петлями, предназначенными для строповки камней, их подъема, погрузки, перемещения и позиционирования.
Сколько весят садовые и тротуарные бордюры
Зачастую весовой показатель для оформления сада и тротуара небольшой. Прочные, привлекательные формы позволяет получать метод вибропрессования, как у плит согласно ГОСТ 17608 91 тротуарная плитка. Зачастую его масса варьируется в пределах от 35 до 50 килограмм. Садовый бордюр не нуждается в большем, поскольку не предполагает больших нагрузок.
Для укладки на проезжей части, как правило, выбирают бордюрный камень ГОСТ 6665 91, который обеспечивает достаточную степень надежности для передвижения автотранспорта.
Правильный вес бордюра в зависимости от его назначения соблюдается профессиональными мастерами при изготовлении бетонных изделий.
Технология монтажа и установки
Техника установки бордюрного камня предусматривает проведение ряда строительных операций, предусмотренных регламентом. В настоящее время существует две технологии укладки бортовых бетонных и железобетонных элементов на щебеночную или песчаную подушку. В ходе проведения комплекса работ для монтажа проводятся следующие технологические операции:
- выемка грунта и формирование траншеи для размещения бортовых камней с обязательным уплотнением грунта в основании;
- обустройство при помощи фракционного щебня или песка выравнивающего слоя на дне траншеи;
- устройство основания с применением мелкозернистого бетонного раствора. Как правило, для этой цели используются бетоны марки М200, класса В15;
- размещение бортовых камней при помощи грузоподъемных механизмов на бетонном основании;
- усиление конструкции посредством дополнительной укладки бетонного раствора с нижней и боковой части борта бордюр;
- установка камня в рабочее положение посредством его осаждения до обозначенной в проекте отметки;
- бетонирование швов между соседними бордюрами при помощи цементного раствора с проведением расшивки;
- проведение работ по устройству мощения или отсыпки почвы на газонах с тыльной стороны бортового камня.
Работы по установке бордюр производятся в соответствии с типовой технологической картой.
Виды бордюрного камня
Существует три основные классификации бортового камня: по материалу изготовления, сфере применения, по профилю (форме поперечного сечения).
В зависимости от материала изготовления данные ограждающие элементы бывают следующих видов:
- бетонные, изготавливаемые из бетона путем его уплотнения в специальных формах на вибростолах;
- железобетонные с жестким и прочным внутренним каркасом из рифлёной стальной арматуры;
- гранитные, вырезаемые из монолитных кусков горной породы.
По конструкции и габаритам выделяют следующие виды бордюрного камня:
дорожный – такой бортовой камень применяют для разграничения проезжей части и тротуара. Бордюр дорожный имеют серый цвет, трапециевидный поперечный профиль. Габариты наиболее распространённого типоразмера данного вида бортового камня — 1000×30×18 см.
Рисунок 1. Бордюр дорожный
тротуарный – поребрик с прямоугольным поперечным сечением применяемый для отделения от пешеходной зоны. От дорожного бордюр тротуарный отличается также и размерами — при длине 100 см такие бордюрные камни имеют ширину всего 8 см и высоту не более 20 см.
Рисунок 3. Бордюр тротуарный
магистральный – высокий поребрик, используемый на загородных дорогах и крупных магистралях. Имеет широкое основание и закругленную лицевую часть.
Рисунок 4. Магистральный бордюр
- радиусный – бетонный бортовой камень изогнутой формы. Используется на участках где примыкающая к пешеходной зоне или велодорожке проезжая часть имеет закругление.
- въездной – бордюрный камень со скошенной лицевой частью. Устанавливают его в тех местах, где на тротуар могут заезжать транспортные средства.
Рисунок 5. Размер и вес бордюра
Виды бордюрного камня по поперечному профилю следующие
- БР – рядовые;
- БУ – с расширением в нижней части;
- БУП – с прерывающимся по длине расширением в нижней части;
- БЛ – с желебообразным углублением (лотком);
- БВ – въездные;
- БК – радиусные (криволинейные).
Отличие поребрика от бордюра
Обработка камня, как производится полировка камня в домашних условиях
Довольно часто многие путают оба этих понятия. На самом деле, все довольно просто и понятно.
Поребрик – это вид бордюрного камня, который укладывается вертикально. Он разграничивает проезжую часть от асфальта, а также служит своеобразным орнаментом для дорожек. Его особенность в том, что транспортная зона находится ниже тротуара.
Бордюр – это, тоже разновидность бордюрного камня. Однако, способ укладки его зрительно отличается от поребрика. Он укладывается на одном уровне с проезжей частью и тротуаром, образуя ровную поверхность с ограничительными линиями.
Что собой представляет пластиковый бордюр для дорожек узнаете здесь.
Все о бордюрах. Виды, характеристики
Главная Все о бордюрах
В дорожном строительстве с каждым годом появляются новые технологии и материалы. Достижением последних лет стало полусухое вибропрессование. Бордюры, изготовленные методом полусухого вибропрессования обладают высокими качественными характеристиками. Марка бетона, прочность на сжатие, морозостойкость — основные качественные показатели бордюрных камней.
Основные виды вибропрессованого бордюра – магистральный бордюр, дорожный бордюр и садовый бордюрный камень. Все они имеют разные размеры, характеристики и места применений. Основные их функции:
- отделить пешеходную зону от не пешеходной;
- отделить проезжую часть дороги от остальной территории;
- укрепить консрукцию тротуарной плитки;
- защитить дорожное полотно и тротуарную плитку от размывания проточной водой;
- придать законченый архетектурный вид клумбам и садовым зонам.
Магистральный Бордюр
Бордюрный камень магистральный, ГОСТ 6665-91 – самый большой по размерам бордюрный камень из всей линейки. Бордюр магистральный бывает нескольких размеров и соответственно разного веса :
БР 100.30.18 | размер ДхВхШ | 1000 х 300 х 180 мм | вес 120 кг |
БР 100.45.15 | размер ДхВхШ | 1000 х 450 х 150 мм | вес 140 кг |
БР 100.45.18 | размер ДхВхШ | 1000 х 450 х 180 мм | вес 190 кг |
Магистральный бордюр устанавливают на трассах между городами, на магистралях, на мостах и развязках дорог. Из за повышенных характеристик прочности, магистральный бордюр более устойчив к внешним факторам и имеет свойство оказывать сопротивление изнашиванию в определённых условиях. Цены на магистральный бордюр варьируются от 250 руб за штуку до 700 рублей за штуку.
Характеристики
Марка прочности | М400 |
Морозостойкость | 300 циклов |
Класс бетона | В30 |
Дорожный Бордюр
Дорожный бордюр вибропрессованный, ГОСТ 6665-91. 90% всех городских дорог и дворов благоустроены именно этим бордюром. Срок эксплуатации такого бордюра примерно 15-20 лет, в зависимости от местонахождения. На сегодняшний день – незаменимый материал дорожного строительства в соотношениицена – качество. Размеры дорожного бордюра:
БР 100.30.15 | размер ДхВхШ | 1000 х 300 х 150 мм | вес 96 кг |
Устанавливают дорожный бордюрный камень на городских дорогах, в дворовых проездах, парковочных зонах.
Виды бордюров по стандарту
Правильно называть бортовой камень. — это разделительный элемент в устройстве дорог, тротуаров и пешеходных зон. Предотвращает намывание грунта на мощеную часть. Представляет собой изделие из бетона, которое имеет большую длину и небольшую площадь поперечного сечения. Отличается высокой стойкостью к нагрузкам, статическим и ударным нагрузкам. Все его характеристики и свойства описаны в ГОСТ 6665-91.
Для устройства дорог применяют только бортовые камни по ГОСТу
По Госту бордюры изготавливают из пескобетона или тяжелого бетона (с гравийным заполнителем). Марка — не ниже М300, но выбирается в зависимости от климатических условий. Например для средней полосы наше страны требуется более высокая марка, чем для северных. Более высокие марки имеют выше уровень морозостойкости. Так за одну зиму может быть до 20 циклов заморозки/разморозки. Поэтому минимальная приемлемая морозостойкость — 400 циклов (F400) и выше.
Стандартные виды бордюрных камней
Бордюры применяют для отделения дорог, тротуаров и зеленых зон, оформления клумб и отделения деревьев. В общем, область применения широкая. Для создания требуемого рельефа необходимы не только прямые, но и криволинейные элементы. Вот какие виды определены в ГОСТе:
- Прямые: БР — рядовые;
- БУ — с уширением;
- БУП — с прерывистым уширением;
- БЛ — с лотком; Виды бортовых камней по стандарту и их чертежи
По стандарту бордюры, которые отделяют тротуар от проезжей части, должны быть сделаны из бетона классом прочности не ниже B30. Если отделять надо пешеходные дорожки от газонов, прочность может быть В22,5.
Условные обозначения
При маркировке ставят название камня в виде букв, а затем указывается длина, высота и ширина. В таком порядке, разделенные точками. Размеры указываются в сантиметрах. Затем указывается класс арматуры, если она есть.
Размеры и требования к бордюрам и поребрикам описаны в ГОСТе 6665-91
Пример маркировки и ее расшифровка:
- БР 100.30.18. Это читается как рядовой бордюр (прямой) без армирования длиной 100 см, высотой 30 см и шириной 18.
- БК 80.30.15 — AV. Расшифровка такой маркировки — бордюр криволинейный (вообще-то бортовой камень) длиной 80 см, высотой 30 см, шириной 15 см. Класс арматуры — AV (А5).
Размеры бордюров по ГОСТу
Стандартная длина бортового камня есть в трех вариантах: 100 см, 300 см и 600 см. Высота рядовых — 15 см и 18 см, длиной 1 метр и 3 метра, у шестиметровых может быть еще 20 см.
Стандартные размеры бордюров маленькими не назовешь
Обратите внимание, что скосы, их форма и величина также прописаны. Описаны также возможные варианты
Так вот, в маркировке проставляется ширина по самой широкой части. Обычно это подошва.
Еще могут быть вопросы по криволинейным бордюрным блокам. ГОСТ допускает изготовление закруглений радиусом 5, 8, 12 и 15 метров. В стандарте есть приписка, что допускается изготовление экземпляров других размеров по согласованию с заказчиками. Так как для частного подворья почти все перечисленные варианты слишком массивны, заводы часто изготавливают бордюры меньшего размера. Например, БР 50.20.80 . Его масса порядка 18-20 кг, так что вполне можно устанавливать самостоятельно.
Вес бордюрного камня
Так как изготавливаться бордюр и поребрик может из бетона с различным заполнителем, его масса может отличаться. В стандарте указана справочная масса, а точную надо смотреть у производителя.
Вес бордюра зависит от его размеров
Бордюры длиной один метр могут быть из пескобетона или тяжелого бетона, более длинные — на 3 и 6 метров — только из тяжелого бетона. Пескобетонные обязательно вибрировать, чтобы они были достаточно прочными. Допускается использование добавок, повышающих прочность и морозостойкость.
Вертикальные и горизонтальные грани должны быть перпендикулярны. Установлены максимально допустимые отклонения — они не превышают 3-4 мм.
Сколько весит блок бордюра?
Вес блока бордюрного камня может варьироваться в зависимости от его размера и материала.
Например, для бетонных бордюров обычно используют размеры 100x200x50 мм, и вес одного блока составляет около 2 кг. Таким образом, блоки бордюра весом 1 квадратный метр (при укладке с шириной 200 мм) будут весить около 40 кг.
Однако, для других типов бордюрных камней размеры и вес могут отличаться, поэтому для получения более точной информации следует обратиться к продавцу или производителю конкретного вида бордюрного камня.